В казачьей станице Чечни открылся самый большой в республике храм

Начиная с Вербного воскресенья, все службы Страстной седмицы в станице Наурской Чеченской Республики проходят в новом храме Рождества Христова. Он был построен ещё в 2015 году, и на прошлую Пасху там состоялся первый молебен, однако весь год в церкви продолжались отделочные работы. Прихожане благодарны всем, кто способствовал появлению святыни в казачьей станице.
Торжественное открытие храма, в котором впервые идут все предпасхальные и пасхальные богослужения в станице Наурской, состоялось в день празднования Входа Господня в Иерусалим. Лично перерезать ленточку приезжали глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров и епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам.
Гостей встречали глава Наурского района Владимир Кашлюнов и благочинный Наурского округа иеромонах Амвросий (Марченко). Для настоятеля церкви это день был особенно знаменательным. И не только потому, что глава Чечни вручил ему ключи от нового автомобиля. Сбылось первое важное дело молодого иеромонаха: построен настоящий храм в станице, когда-то населённой преимущественно казаками.
Строительство было задумано ещё в 2011 году, объявленном годом Наурского района. Тогда был принят план по восстановлению инфраструктуры, реконструкции и строительству около 70 объектов, включая три мечети и церковь. Мусульманские святыни были вскоре открыты, а строительство храма немного затянулось.
«В год района у нас шли крупные преобразования, капитальные ремонты. И мы обратились с просьбой в правительство республики, чтобы нам построили храм, — рассказал корреспонденту КАВПОЛИТа отец Амвросий. — Рамзан Ахматович нашёл спонсора — Алтушкина Игоря Алексеевича, владельца Русской медной компании. Его представители приехали сюда и три года вели строительство. И вот на Вербное воскресенье храм открыли».
Игорь Алтушкин — уроженец Екатеринбурга. Более 10 лет назад он создал Благотворительный фонд Русской медной компании, который оказывает помощь больным детям и помогает восстанавливать храмы и монастыри по всей России. По словам отца Амвросия, у него были хорошие отношения с главой Чечни. Можно предположить, что этому способствовала покупка в 2011 году чеченским бизнесменом Русланом Байсаровым акций «Русской медной компании». Впрочем, в 2013 году он вышел из состава её акционеров.
Под куполами с сусальным золотом
Почти все стройматериалы для строительства храма привозили из Екатеринбурга, включая кирпичи знаменитого Ревдинского завода. Он производится по особым технологиям и обладает повышенной прочностью. С Урала везли и гранит, и мрамор, и колокола. Даже храмовая мебель произведена из екатеринбургского дерева.
«Купола тоже привезены из Екатеринбурга. Их отличие в том, что обычно на Кавказе нержавейку, из которой они сделаны, покрывают нитротитаном. А наши купола покрыты сусальным золотом, — отметил настоятель наурского храма. — Это было волевое решение Игоря Алексеевича. Он сказал: «Строить так строить». Это дорогое удовольствие. Сусальным золотом покрывали в старину, а сейчас так делают в крупных монастырях — Киево-Печерской лавре, Троице-Сергиевой Лавре, в Кремле. Они могут себе позволить такой шедевр.
Ещё у нас на колокольне стоит электронный звонарь. Это система электронных звонов. Колокола висят натуральные, а привод, который приводит их в действие, электрический. Он работает от пульта или от смс-сообщения. В нём запрограммировано 59 видов звона. Может звонить и звонарь, а можно управлять колоколами на расстоянии».
Не хватает в храме только росписей. Но, даст Бог, и они со временем появятся.
Проект храма Рождества Христова, по словам батюшки, выбирали из типовых набросков, ещё когда была единая Ставропольская и Владикавказская епархия. Его согласовывали с владыкой Феофаном.
«Но потом ярославский проектный институт его дорабатывал, перерабатывал, — рассказал отец Амвросий. — Церковь сохранила только форму типового храма, каких много в России и на Кавказе, а сама очень сильно изменилась. Были добавлены многие архитектурные элементы, узоры. Была изменена кладка. Храм получился на первый взгляд стандартный, но если присмотреться, видны его архитектурные особенности, присущие только этому храму».
Если стоять свободно, в новой церкви поместится около 350 человек. Больше 500 в неё не втиснется. В прошлом году на Пасху, когда служили первый молебен в новом здании, где успели поставить только иконостас и подсвечники, многие молились на улице. Ведь на главный православный праздник в Наурскую приезжают и те, кто уехал из станицы, но не забывает навещать могилы предков.
На намоленном месте
Вокруг церкви по проекту должно было появиться и архиерейское подворье. Оно было при старой церкви, на месте которой возведён новый храм. Саму святыню в 30-е годы прошлого века снесли, а территория были сохранена и позже огорожена высоким забором с красивой аркой. В 2011 году, помимо храма, там задумали построить дом священника, воскресную школу, кухню, небольшую гостиницу, гаражи. Но экономический кризис внёс свои коррективы в работу благотворительных фондов. У спонсора возникли проблемы, и стройка дома для батюшки была законсервирована до лучших времён.
Деревянную церковь в Наурской в 1804 году возводили всем миром, выбивая над входом имена православных жертвователей.
Здешние места были заселены казаками ещё в XVII веке. Тюркское название Наурская, по одной из версий, досталось станице в наследство от вытесненных из этих мест татар. Во время укрепления Азово-Моздокской Кавказской казачьей линии ряды терских казаков пополнились волжскими казаками.
Жители станицы прославились в годы русско-турецкой войны, когда дали неожиданный отпор войскам крымского хана Девлет Гирея и поддержавших его кабардинцев. На защиту станицы вышли даже женщины, поливавшие противника горячей смолой. В ход шел и готовившийся в печах обед. Долго ещё после той осады, встречая горцев с обожженными лицами, казаки посмеивались над ними, мол, не щи ли в Науре хлебали? А у терских казаков появился новый праздник — День наурской казачки.
В советские годы казачество было подвергнуто репрессиям, а церковь в станице разрушена. Наурский район из Ставропольского края был передан сначала в Грозненскую область, а после реабилитации чеченцев и ингушей, присоединён к Чечено-Ингушской АССР. В 90-е годы прошлого века это сыграло для него роковую роль. Русское население подвергалось давлению, преступления не расследовались.
Когда в начале 2000-х годов был убит атаман станицы Ищерская Николай Ложкин, казаки Наурского и Шелковского районов потребовали от федерального центра обратить внимание на положение русского населения в Чечне. Ответом на это обращение стало убийство одного из его авторов.
Русское население района в тот момент составляло уже не большинство, а лишь четверть жителей станицы. К переписи 2010 года оно сократилось до 15 процентов.
Духовная опора
Долгие годы казакам не на кого было уповать, кроме Господа Бога. Церковь работала в приспособленном помещении старого клуба, без куполов и крестов. Там вмещалось за раз не больше 150 человек. Но это было посещаемое место. Казаки и шагу ступать не хотели без благословения батюшки. А когда в 2010 году к ним прислали из Ставрополя молодого священника отца Амвросия, прихожане полюбили его всей душой.
Что будет теперь с помещением, где была церковь, пока не решено. Но второго православного прихода в Наурской в ближайшее время скорее всего не будет. В этом нет необходимости, так как в Наурской осталось меньше полутора тысяч православных. Да и священников в Махачкалинской епархии не хватает. 
Среди прихожан церкви почти нет стариков. «Было две войны, трагические события в республике, и многие пожилые люди уехали. Сейчас у нас прихожане в основном от 50-ти лет и моложе, — сообщил отец Амвросий. — Здесь много интеллигенции, учителей, детей. В будни приходят больше пенсионеры, поскольку остальные работают. А на праздник, в воскресный день в храме много людей».
К батюшке часто обращаются, чтобы услышать слово пастыря. Тем более, он возглавляет епархиальный отдел взаимодействия церкви и общества, уходит в состав различных комитетов в республике, состоит в этническом консультативном совете при главе республики. Его приглашают на конференции, круглые столы, где он озвучивает свою позицию по тем или иным вопросам.
В храме батюшка служит не один. Ему помогают верующие. Пономари разжигают кадило, подают ладан, выходят со свечами. Миряне убирают в храме и поют на клиросе. «Приход — это не только священник. Это семья, в которой у каждого есть какие-то полномочия и каждый знает, чем ему заниматься», — так описал жизнь храма настоятель.
Страстная неделя, как обычно, была очень загруженной. Утром и вечером каждый день шли службы. Казак Анатолий Черкашин молился в новом храме в Чистый четверг. Служба шла с 8 до 11 часов вечера. На неё пришло человек 60.
«В новом храме просторно, он красивый, но знаете, старый показался более родным, хотя он и был приспособленным помещением, — признался казак. — Этот храм мы только обживаем».
С батюшкой, по его словам, станице повезло. Вокруг него объединяется молодежь от мала до велика. «Когда я был атаманом округа, я старался, чтобы все наши решения были только по благословению батюшки. Менталитет и чеченцев, и казаков такой, что религия тесно связана с повседневной жизнью. Батюшка в курсе всех наших дел. И в радости, и в горе, и на похоронах, и на крестинах — он во всём принимает участие».
Всем, кто способствовал строительству храма, жители Наурской искренне благодарны. «Главное, что храм построен, а там Всевышний разберётся, кому отдать должное. Спасибо и экс-полпреду Александру Хлопонину, и Рамзану Кадырову, и Игорю Алтушкину, и Руслану Байсарову. Дай Бог им всем здоровья», — заключил наш собеседник.
http://kavpolit.com/articles/pashalnyj_zvon_nad_naurskoj-25354/