Ассимиляция осетин в Грузии…

Позиция осетин Южной Осетии по поводу их «упорства» о принципиальном неприятии возможности совместной жизни с грузинами в составе единого грузинского государства представители некоторых политических структур, общественных и правозащитных организации Запада чаще всего воспринимают с недоумением. Искренне или нет, трудно сказать, но они часто приходят в больше удивление по поводу того, почему осетины, в частности, южные, тянутся к России? Такие моменты западной «наивности» особенно активно можно было наблюдать до августовских событий. Эти разговоры с их стороны иногда принимали откровенный, можно сказать, «отчаянный» характер. Однако, как всем известно, уговаривания ОБСЕ и схожих с ним идеологизированных организаций, привели к тому, к чему привели.

Представителей этих западных структур на различные доводы югоосетинской стороны о правомочности их намерений на самостоятельную от Грузии жизнь всегда отвечали однообразно. Каждый подобный разговор заканчивался одним и тем же умозаключением: и все — таки вы не правы, потому что нарушаете территориальную целостность Грузии. Довод осетинской стороны о том, что совместная жизнь с грузинами грозит еще более страшным последствием для осетин — риском исчезновения этноса вообще их никогда не трогали, в лучшем случае они обращались к обещаниям грузинского руководства о предоставлении осетинам широкой автономии и так далее. Западный человек не понимает или не хочет понимать, что грузины и во сне и наяву мечтает о том, чтобы в Грузии никто кроме самих грузин никто не жил. Они этого добиваются давно и им пока это удается .

Южная Осетия и Абхазия как отдельные этнотерриториальные единицы им в этом вопросе очень сильно мешали, поэтому они всегда стремились избавиться от них. И любые автономии, в какие бы хрустящие обертки их не оборачивали грузинские горе — политики — блеф, показуха, обман. Это все для внешнего, как говорится, пользования.

Безупречным доказательством того, что процессы ассимиляции стоят во главу угла грузинской государственной политики являются положение осетин внутри самой Грузии, динамика демографических тенденции среди этого социального слоя осетин, которые издревле жили внутри самой Грузии и никогда ни на какие автономии не претендовали. Этот вопрос весьма глубоко и профессионально изучил один из немногих крупных специалистов в этой области Нодар Каберты, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента Северо Осетинского государственного университета. Интересно, что Нодар Каберты продолжительное время работал в Тбилиси, в научных центрах, где разрабатывались и внедрялись эти античеловеческие идеи. Прекрасно владея грузинским языком и имея фамилию с грузинским окончанием (иначе на такие работы невозможно было устроиться) грузинские научные головы в конечном итоге забывали, что рядом с ними работает человек осетинской национальности, которому небезразличны все эти странные, мягко говоря, эксперименты.

Ученый проанализировал период демографических изменений среди осетинского населения Грузии за период между переписями 1959 и 1989 годов. Он пришел к выводу, что ежегодно во внутренних районах Грузии ассимилировалось не менее тысячи осетин. Такие цифры были получены в результате тщательных исследований ученого: «За период между переписями 1959 и 1989 годов число осетин во внутренних районах Грузии выросло всего чуть более на 21 тысячу человек — с 77, 5 до 98, 8 тысячи. Хотя при нормальных условиях прирост должен был составить 54 тысячи, а число превысить130 тысяч человек.

Далее. За тридцать лет прирост осетинского населения составил 27, 5 %, а грузинского -47%. Откуда же возникла такая разница, если показатели воспроизводства осетин 14 промилле — были значительно лучше грузинского населения — около 12 промилле? При этом тогда не было интенсивного оттока осетин из Грузии. То есть в нормальной ситуации картина прироста двух народов должна была быть прямо противоположной, и разницу можно объяснить, конечно же, только ассимиляцией».

По мнению Нодара Каберты, в советское время ассимиляция носила скрытый характер, однако с уверенностью можно говорить о том, что даже в таких условиях работала единая, скоординированная и цельная программа. Работа велась на разных уровнях и разными методами. В частности, в учебные программы школ было включено все негативное, что было написано в исторической и художественной литературе об осетинах, и совсем не приводились положительные факты о них. Так, в частности, готовилась почва для ассимиляции осетин. Результат не заставил себя долго ждать — уже со школьной семьи многие старались не говорить на родном языке, скрывали свою национальность. То есть в результате целенаправленной психологической работы еще в школьном периоде у детей появлялся комплекс национальной неполноценности.

При получении паспорта, во время выборов молодых осетин уговаривали поменять фамилию или национальность, чиновники открыто говорили людям, что с осетинской фамилией и национальностью им в Грузии трудно будет жить, делать карьеру.

С известным демографом Нодаром Каберты, когда он работал в Тбилиси, случился курьезный случай, впечатления от которого до сих пор не оставляют его равнодушным. Вот что рассказал ученый по этому случаю: «Весной 1985 года меня вызвали инструктор ЦК Компартии Грузии Мерабдишвили, который не знал, что я осетин. Он положил на стол огромные таблицы с численностью учащихся школ в динамике по национальностям в крупных городах и административных районах Грузии. Мерабдишвили заявил, что в грузинских школах в целом и в отдельных районах быстро увеличивается численность учеников негрузинской национальности и начал именно с осетин. В итоге он заключил: «Мы решили создать группу, которая будет работать над проблемой ассимиляции и уменьшения численности негрузинских учащихся, и хотим включит тебя в эту группу». Ученый Каберты тогда работал в НИИ экономики и планирования при Госплане ГССР. Возмущенный услышанным в ЦК, он счел нужным довести свое возмущения до руководства той организации, где он работал. По словам Нодара Каберты, его директор, бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Чарквиани все — таки сделал замечание Мерабдишвили, но не по сути проблемы, а о том, что тот не знает, с кем о чем говорить.

После начала открытого конфликта против Южной Осетии в конце 80 -х годов процесс ассимиляции осетин в Грузии принял угрожающие масштабы, причем, вполне откровенно и на государственном уровне. Скажем, в Институте истории и этнографии АН Грузии была создана комиссия с целью «установления исторической справедливости» и возвращения осетинам «исторических фамилий». Дело дошло до абсурда — осетинам, проживающим в Грузии, несмотря на их уговоры остановить эти провокационные действия, щедро раздавали документы, которые «удостоверяли» о том, что, дескать, представители данной фамилии когда — то попали под осетинское влияние и поменяли свою национальность и язык на осетинское.

При этом идея абсурда оформлялась в соответствующую форму — «подтверждалась» справками с указанием нумерации архивных дел и папок. Желающим лично ознакомиться с этими материалами непосредственно в архивах, отказывали под разными предлогами, однако списки публиковались в грузинской прессе.

Все это может быть даже и казалось бы смешной затеей, если бы все не осуществлялось на таком серьезном уровне. Ведь, если следовать логике этих горе — ассимиляторов, то получается, что ни в Грузии, ни в Южной Осетии вообще нет осетинских фамилии, корни которых не были бы грузинскими. То есть по грузинской версии все 164 тысячи осетин, проживавшие в Южной Осетии и во внутренних районах, когда — то были грузинами, но потом обосетинились.

Такое ощущение, что эти люди не ведали, что творили. Задались ли, например, они хоть раз таким вопросом: где и когда существовала столь агрессивная среда и куда исчезли ее носители? Ведь для ассимиляции 164 тысяч грузин необходимо, как минимум, полмиллиона осетин и длительное время совместного проживания!

И все же грузинские националисты в этом вопросе добились определенных успехов. По последней переписи населения Грузии в январе 2002 года в ней проживали всего 38 тысяч осетин, включая территории Южной Осетии, контролируемые грузинскими властями. То есть на 63, 3 тысячи меньше, чем десятью годами раньше!
Между переписями населения 1989 и 2002 годов с карты Грузии исчезли около сотни осетинских сел, а в сохранившихся живут или грузины или совсем незначительная часть осетин.

К примеру, в Горийском районе было 29 сел, где осетины составляли более 80% жителей. Из них полностью исчезли 23 села. В остальных шести осетин осталось всего по несколько человек. В Казбекском районе Грузии из 22 осетинских сел осталось только 3 с общим населением 20 человек. В Тетрицкаройском районе из 9 осетинских сел осталось лишь одно с населением 20 человек. В Боржомском районе из 11 осетинских сел исчезли 9.

Приблизительно такая же ситуация сложилась и в других районах Грузии. После августовских событий осетин в Грузии стало еще меньше — они вынуждены были уехать под сильнейшим прессом националистических лозунгов и откровенных насильственных действий со стороны, как военизированных подразделений, так и гражданского населения Грузии. Однако в силу многих обстоятельств в Грузии остается жить какая — то часть осетинского населения. Можно только догадываться, под каким жестким давлением ассимиляционного режима они оказались сейчас. Кстати говоря, эта проблема касается не только осетинского населения Грузии. В разной степени она охватывает армянское, азербайджанское население, ряд других национальностей, проживающих в этой стране, которые еще в не очень далеком пролом считали эту страну своей родиной.

Почему — то на все эти вопиющие правонарушения не обращают внимания всевозможные международные организации Европы и Соединенных Штатов Америки, продолжающие считать Грузию оплотом демократии на Кавказе. В такой парадоксальной ситуации остается только пожимать плечами и ждать, что вечный человеческий разум, в конце — концов, возобладает над временными геополитическими интересами и люди, наконец — то, все вещи назовут своими именами.

Илья Дзебисов