Что в Южной Осетии знают о селах Карзман и Синагур?

«А где это?», ответят вам вопросом на вопрос, уверена, большинство цхинвальцев. Впрочем, за последние две недели, названия этих сел довольно часто звучат в СМИ. Причиной для этого стал неожиданный для многих перенос поста российских пограничников на 50 метров от границы Южной Осетии с Грузией. 50 метров – немного. Однако, в результате переноса поста из Малого Переви (Переу, Южная Осетия) в Карзман (Южная Осетия), российские пограничники перестали контролировать дорогу, проходящую далее через Большое Переви (Грузия).

Чтобы понять все это, хорошо бы посмотреть на карту, а еще лучше побывать на месте, с чем корреспонденту ОсРадио помогли российские пограничники.

Сворачиваем с Транскама на Квайсинскую дорогу. Когда то она была заасфальтирована. Сейчас на дороге ямок больше, чем асфальта. Поэтому слегка нелепым кусочком водительского счастья на ней выглядит новый, построенный после войны мост, после которого снова начинаются ямки и ухабы. Купить детские игрушки оптом в Украине. essatoys.ua интернет-магазин детских игрушек Доезжаем до озера Эрцо и поворачиваем на Синагур. Эта дорога еще хуже, чем предыдущая. Впрочем, погода сухая, грязи мало, а наш УАЗик для таких дорог и предназначен. А вот зимой, говорят пограничники, дорога практически непроходима.

Примерно после часа страшной тряски доезжаем до Синагур. Это небольшое село на 30 дворов со смешанным осетино-грузинским населением находится на самой границе с Грузией. В селе есть школа. В ней два сектора обучения – на русском и грузинском языках. Восемь преподавателей и 16 учеников. Для двух учеников грузинского сектора приглашены учителя из-за границы – две женщины ежедневно приходят в Синагур из грузинского Переви и получают здесь зарплату. Вообще здесь все свободно, иногда по нескольку раз за день ходят из Синагур в прилегающий Сачхерский район Грузии и обратно. На этом участке границы действует упрощенный режим пересечения. Официально такое место существует только в Ленингорском районе. На деле, с согласия руководства Южной Осетии пограничники разрешают пересекать границу жителям Синагур, Кардзман, Арцеу, Гром.

По словам жителя Синагур Михаила Деканоидзе, его дети почти каждый день навещают бабушку с дедушкой в Переви. Сам он ездит туда за продуктами, впрочем, иногда привозит продукты и из Цхинвала. Кроме поездок на рынок и к родственникам жители Синагур получают в Грузии медицинскую помощь. Не подумайте, что в Синагур нет больницы. Новенькая больница была построена там в этом году. По некоторым данным она обошлась Республике в 3 млн. рублей. Несколько палат, процедурные кабинеты, отопление, удобные санузлы, помещения для персонала. Но нет самого персонала, полное отсутствие оборудования и даже медикаментов. Как рассказала медсестра этого лечебного заведения Джиоева, «врач приезжает из Цхинвала один раз в месяц, нет машины скорой помощи, а лекарства сюда не завозят. Поэтому в случае необходимости, мы ездим в Грузию». Она приводит пример – «пятимесячной внучке нужно было делать прививку. Приехала с ней на машине соседей в Цхинвал, однако в цхинвальской поликлинике нужной прививки не оказалось. Вернулись в Синагур, а потом сделали прививку в Сачхерской больнице».
 
Казалось бы, тесные, в большинстве случаев родственные отношения связывают жителей приграничных сел в течение многих лет. Однако, насколько такая ситуация ненадежна, жители Синагур поняли в августе 2008 года. Тогда грузинские военные беспрепятственно заняли село, и его жителям-осетинам пришлось бежать. Как рассказывает директор синагурской школы Аркадий Бестаев, «не имея транспорта, пешком, детей эвакуировали в Квайса. Добирались через перевал Дагерула, но дойти в тот же день не смогли, и школьники ночевали в лесу».  Ополченцы и сотрудники милиции, подорвав мост на синагурской дороге, остановили продвижение грузинских военных, которые обосновались в сельской школе, а затем ушли и оттуда. Сейчас в Синагуре твердо рассчитывают, что такого не повторится – в селе расположено отделение Погрануправления ФСБ России в Южной Осетии.

Отправляемся дальше – на юго-запад, в Карзман, где теперь находится пограничный пост. Едем по дороге, пробитой пограничниками прямо через сказочной красоты лесной горный массив. «Эта дорога — часть пограничной инфраструктуры, по ней осуществляется обеспечение подразделений охраняющих границу в устье Кардзманского ущелья. До последнего времени проехать в Кардзман можно было только по дороге, идущей через грузинское Переви, и обеспечение российских пограничников в Карзмане проходило через территорию Грузии», рассказывают пограничники.

Кто сказал, что дорога на Синагур плоха? По сравнению с дорогой на Карзман ее можно назвать автобаном.  Она не длинная – всего шесть с половиной км., однако уже на втором крутом подъеме из под капота УАЗика густо идет пар, и мы останавливаемся. Это Уралу все нипочем – да ведь дорога и рассчитана, как говорят пограничники, исключительно на военную технику.

До Карзмана мы все-таки добрались. На окраине села видим двух детишек с портфелями. Пытаемся с ними поговорить. Они улыбаются, отвечают вежливо по-грузински: русули арвици (русского не знаем) и бегут дальше. Встречаемся с главой сельской администрации Како Бахтуридзе. Он рассказывает, что в селе около 50 домов. Население полностью грузинское, хотя раньше жили и осетины. Школы в селе нет, а дети учатся в грузинском Переви, до него рукой подать. Туда же ходят по всем хозяйственным делам. Границу переходят по грузинским паспортам, с нотариально заверенным переводом. Вообще паспортов у жителей села по две, или по три штуки – грузинский, югоосетинский, а у некоторых и российский. Сам глава администрации в Переви не ходит —  «там стоят грузинские гвардейцы, меня не пропустят». Понятно, что ему, как официальному представителю югоосетинских властей небезопасно выезжать в Грузию.

Доходим до конца села, где на восточном берегу речки Квирила расположен пост.  Пограничники показывают через речку рукой – «вон там мы стояли раньше, а теперь там грузины». Грузин видно отлично, и полицейский транспорт и самих сотрудников. Два поста – наш, (над которым развеваются два флага – российский и осетинский), и грузинский, (без какой либо символики) расположены по обе стороны моста через Квирилу. Так близко, что можно добросить камень. Бросать ничего не бросаю, но машу рукой грузинскому полицейскому и пытаюсь его сфотографировать, но он поспешно скрывается за каким-то строением. В это время, к мосту подъезжает маршрутка. Машину досматривают, у пассажиров проверяют паспорта и всех пропускают. Спрашиваю у водителя: Вы куда, в село или дальше? Он отвечает:  А дальше дороги нет. В принципе, он прав – у него ведь не Урал.

Становится ясно, что Кардзман полностью завязан на Грузии. Большинство жителей села  никогда не были в Цхинвале, да и наверно не считают себя нашими согражданами, ведь в течение многих, многих лет до этой части Южной Осетии столице не было дела. И сейчас бы, наверно, не вспомнили, если бы не российский пост и ситуация вокруг него. Кстати, так и осталось неясным, зачем его нужно было переносить. На карте видно, что село Карзман расположено не совсем впритык к границе и речка Квирила также протекает по территории Южной Осетии, и находящееся прямо на ее западном берегу село Малое Переви (Переу) также является югоосетинским. Этот факт подтвердили и в ПУ ФСБ России в РЮО.

Да, грузинам не нравилось, что дорога через оба Переви контролировалась российскими пограничниками. Это понятно. Но зачем надо было с ними соглашаться и позволять применять, как в 2004-08 гг. тактику ползучей аннексии, выставления все новых постов, сдавая понемножку приграничные села?

Каков бы ни был ответ на этот вопрос, он находится исключительно в политической сфере. Хочется надеяться, что ответ на него мы все-таки получим.  Пока же нужно решить проблему с дорогой, построить в селе русскую, или осетинскую школу, наладить мобильную связь (и в Карзман и в Синагур нет связи Остелеком), предоставить возможность смотреть наше телевидение, читать наши газеты и вообще создать условия, чтобы эти люди имели возможность почувствовать себя частью Республики Южная Осетия.


Грузинское маршрутное такси пересекает новую границу у села Карзман.
Пост российских пограничников в Карзман.


Новая дорога из Синагур в Карзман, построенная российскими пограничниками.

Дина Гассиева. «ОСЕТИНСКОЕ РАДИО»