Алексей Востриков: за время службы, Южная Осетия стала для меня вторым домом

Имя Алексея Вострикова в Южной Осетии известно, наверное, каждому жителю. Легендарный командир российского вертолетного полка во время грузинской агрессии в 1990-1992 году встал на защиту осетинского народа. Во время его визита в Цхинвал нам удалось побеседовать с ним.

— Я сибиряк.   Родился в Алтайском крае. С детских лет мечтал о небе, хотел быть летчиком. В Барнауле занимался парашютным спортом, потом живя в Бердске  я  закончил Новосибирский учебно-авиационный центр ДОСААФ, именно там начал летать на вертолете. Потом была служба в армии. Военное училище я закончил экстерном, Академию имени Ю.А. Гагарина закончил заочно.

— Когда вы впервые оказались в Южной Осетии?

— Во время службы в  армии меня бросало в разные уголки Советского Союза. Мы, военные, никогда не выбирали, где нам служить, куда Родина отправляла, туда и ехали. Южная Осетия — это мое восьмое место службы. До перевода сюда я был начальником штаба вертолетного полка в Забайкалье. В республике я стал командиром вертолетного полка. Это был 1990 год, и когда я приехал сюда, тут уже начиналась война. Это была первая моя «горячая точка».

— Тогда политическое руководство России, старалось не вмешиваться в конфликты на территории бывшего СССР. Почему Вы встали на защиту осетинского народа?

— В 90-ые руководству России было на все наплевать. Мне приказывали не лезть никуда. Тогда считалось, что грузины и осетины сами разберутся. Но я не мог оставаться в стороне. Меня с детства воспитали стоять на защите справедливости. Именно поэтому, когда началась грузинская агрессия, я встал на защиту осетинского народа. Так мне подсказывала моя совесть.  Хотя на меня давили, командующий округа генерал Патрикеев пытался добиться моей отставки с формулировкой «не выполняет приказы».  Грузинская сторона вместе с гражданским летчиком из Владикавказа Иналом Остаевым внесла нас в «черный список». Меня должны были либо физически уничтожить, либо выкрасть.

— Что запомнилось во время службы в Южной Осетии?

— Я всегда вспоминаю волнующий момент.  В 1991 году Цхинвал оккупировали части, так называемой грузинской милиции, весь город в  баррикадах. Для охраны нашего вертолетного полка мы получили 10 танков. Было принято решение  повести танки через город. Мы нашли красный флаг, и установили его на одном из танков. Когда мы вошли в город, нас встречали как освободителей, буквально весь народ высыпал на улицы.  Мы чувствовали себя советскими войнами-освободителями во время Великой Отечественной Войны.  После этого случая в городе  многое изменилось. В итоге грузин удалось выбить из города.  А так многое вспоминается: и обстрелы, и переговоры…

— Сейчас Южной Осетии предстоит избрать президента. Какими качествами должен обладать президент?

— Президент должен быть честным и порядочным. Не быть замешанным в коррупции. Пользоваться поддержкой уважаемых людей в республике. Кроме этого, будущий президент должен обладать богатым международным опытом. Глава республики должен иметь крепкие связи в среде российского руководства. Без крепких взаимоотношений с Россией Южной Осетии не выжить.

— Что бы вы пожелали народу Южной Осетии?

— Южная Осетия стала для меня вторым домом, у меня даже есть осетинский паспорт. Хоть я живу и работаю в Краснодарском крае, но всегда стараюсь приезжать в республику.  Поэтому хочу пожелать республике, прежде всего, мирного неба и стабильности. Все остальное приложиться.