Основные угрозы Южной Осетии в пограничной сфере

Основные угрозы Южной Осетии в пограничной сфере сегодня носят невоенный характер и зачастую связаны с международным терроризмом и трансграничной преступностью (наркотрафик, нелегальная миграция, контрабанда, незаконное перемещение товаров и грузов, расхищение и незаконный вывоз из Республики природных ресурсов).
Что касается наркоугрозы, то исходит она в основном из Афганистана. Территория Грузии стала одним из мощных путей наркотрафика в Россию. «Грузия привлекает повышенный интерес наркоторговцев. Она стала важным перевалочным пунктом на пути наркотрафиков», заявил глава ведомства по борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ Виктор Иванов на межведомственной конференции в Ессентуках. По сообщениям грузинской оппозиционной прессы, получившим подтверждение российских властей, ежегодно через Грузию в Северо-Кавказский федеральный округ России и Европу проходит до семи тонн героина. Комментируя ситуацию на Северном Кавказе, Иванов сообщил, что проходящий через Северный Кавказ поток наркотиков возрастает. «По данным наших пакистанских коллег, проводимые спецоперации привели к тому, что южный наркотрафик, который следовал через Пакистан в Индию, на 70% ослаб и перенаправился в сторону Северного Кавказа».
В качестве главных причин изменения маршрута Иванов назвал высокую безработицу в регионе и феноменальное по своему размаху производство наркотиков в Афганистане.
Противодействуют нарастающей наркоугрозе российские пограничники, которые не позволяют организовать транзит наркотиков через территорию Южной Осетии. Справиться с проблемой оборота наркотиков одни местные силовики вряд ли смогут.
Вторая угроза, которой приходится противостоять, – это нелегальная миграция, получившая широкий размах и приспособившаяся к тем условиям, которые сложились в мире. Упразднение пограничной зоны и, соответственно,ослабление пограничной безопасности на грузино-осетинской границе порадует Тбилиси, США и Европу, болезненно воспринимающих включение Цхинвала в интеграционные процессы с Россией. Факт присутствия российских пограничников на грузино-осетинской границе рассматривается ими, как акт «аннексии Южной Осетии Россией».
Власти Южной Осетии пока не заявляют официально о том, что в состоянии сами справиться с охраной границ, однако, на днях в Знаурском районе Республики побывал «гонец», замглавного редактора правительственной газеты «Южная Осетия» Инал Тибилов. По словам очевидцев, он заверял местных жителей в том, что якобы «вопрос об упразднении пограничной зоны вдоль югоосетино-грузинской границы практически согласован с «первым лицом» и скоро мы (?) избавимся от ненавистных пограничных постов оккупантов (!)».
Ранее вопрос о том, что необходимо упразднить пограничную зону и упростить пограничный режим был поднят политической партией «Фидаен», ранее уже зарекомендовавшей себя националистическими и популистскими заявлениями. По мнению отдельных представителей партии, российские пограничники в системе безопасности РЮО – уже лишнее звено. Известно, что партийцы собрали подписи и подготовили обращение к Президенту недовольных жителей Знаурского района, с требованием упразднить погранзону и убрать посты пограничного контроля на въездах в нее.
В сущности, это обращение и многие другие «эпизоды» во многом, возможно, отражают официальную точку зрения югоосетинских властей, которые, не желая расставаться с такой важной частью своего суверенитета, как контроль над границами и отнюдь не рады присутствию российских пограничников. Другими проявлениями этой политики является муссирование в югоосетинских СМИ идеи о том, что Россия должна платить за присутствие на территории республики своей военной базы и пограничников.
Но мало кто задумывается над тем, что упразднение пограничной зоны и упрощение действующего на приграничной территории правового режима, создаст непосредственную угрозу пограничной безопасности государства, ухудшит криминогенную ситуацию в приграничных районах. Пограничники не смогут обеспечить гарантированное выявление лиц, стремящихся нарушить границу, в условиях отсутствия пограничной зоны. Существующий на ее территории особый правовой режим создавался исключительно в интересах обеспечения эшелонированной системы охраны еще на подступах к самой границе. Большая часть потенциальных правонарушителей отсекается в местах въезда в погранзону. Все это комплекс мер позволяющих обеспечить надежную охрану границы с государством, отказывающимся подписывать меморандум о неприменении силы и находящимся с Южной Осетией в состоянии войны. И отказ от этих мер будет только на руку Грузии, сохраняющей реваншистские планы по возвращению республики в свое конституционное пространство.

Мурат Чочиев,
ОИП «Ныхас»