Скульптор Николай ХОДОВ: «Кисловодску подарен новый Лермонтов» (продолжение истории)

«Комсомолка» уже задавалась вопросом: не подарен ли Кисловодску памятник М. Ю. Лермонтову, украденный в 2004 году во Владикавказе («КП» от 29 июля 2006 г.)? Сегодня в этой детективной истории наконец поставлены все точки над «i». Я собственными глазами увидел бронзового Лермонтова с отпиленными ногами, загорающего на зеленой лужайке возле мастерской народного художника Осетии Николая Ходова (тот самый, «похищенный»), и задал все интересующие наших читателей вопросы известному скульптору.

Поэт пал жертвой мести неугодному скульптору?

— Я не буду касаться перипетий с памятником Лермонтову во Владикавказе, потому что это прерогатива правоохранительных органов, — начал беседу Николай Владимирович. — Теперь рассказываю про Кисловодск. Я давно задумал поставить там памятник. Гораздо раньше, чем это произошло во Владикавказе.

— Именно на этом месте?

— Да. Я раз десять приезжал в Кисловодск по путевке, неоднократно любовался Эльбрусом сам с данной возвышенности. Это самое популярное место прогулок отдыхающих. Город всегда мне очень нравился, поэтому я с удовольствием работал над скульптурой. Владикавказский и кисловодский Лермонтовы похожи, но они разные. Пропорции несколько другие. Я вылепил и отлил монумент в Смоленске. Оттуда он был доставлен прямиком в Кисловодск. На нем сзади есть надпись о том, что памятник — подарок Кисловодску от автора. У жителей и гостей города не должно быть никаких сомнений — это оригинальная скульптура, созданная персонально для них. Памятник подарен мной от души. Насколько он удачен, симпатичен ли он кисловодчанам, зрителям, об этом судить не мне. Но, конечно, как каждому автору, мне бы хотелось, чтобы горожане полюбили созданный мною образ великого поэта.

— Насколько мне известно, Михаилу Юрьевичу вообще как-то фатально не везло с увековечением его памяти.

— Совершенно верно. Памятник работы Бродского в Москве, созданный в 60-е годы, на мой взгляд, никак не связан с главной темой творчества гения, ведь Лермонтов ассоциируется у нас прежде всего с Кавказом. Аура Кисловодска была прекрасно описана поэтом в «Княжне Мери», но в городе был лишь скромный бюстик Лермонтова. Памятник работы Опекушина в Пятигорске критиком Стасовым назван неудачным. И его мнение разделяли многие современники. Лермонтов был поручиком, то есть старшим лейтенантом. Храбрым офицером, а не лощеным дворянином. Он командовал первым подразделением «спецназа» в российских войсках — знаменитыми пластунами, наводившими ужас на врага. За основу скульптурного образа я взял карандашный рисунок Палена. Профиль небритого вояки, повидавшего много смертей, в помятой фуражке. Только так может выглядеть настоящий боевой командир. И настроение поэта, мне кажется, я передал верно. Он смотрит с тоской на Эльбрус, на горы и понимает, что и на Кавказе ему не спастись от удушающей свободолюбивый дух обстановки чинопочитания, характерной для столичного Петербурга.

Скульптор, металлург, бизнесмен — все это Ходов

— Какие монументальные композиции вы создаете сегодня?

— Я работаю над отображением в скульптуре темы нартов. Наш нартский эпос — один из величайших в мире. В нем живет история осетинского народа. Вот модель фонтана в центре Владикавказа. Он находится напротив Дома офицеров. Я оставлю только гранитную окольцовку. В середине вознесется динамичная конструкция — нарт Сослан пляшет на священной чаше уацамонге. Здесь представлена вся скифская философия: наверху — Бог Солнца, счастье, радость; внизу — царство мертвых, печаль, подводный мир. Вот такой сложный декоративный сюжет я хотел бы подарить нашему городу.

— Безвозмездно?

— Конечно. Скульптурой я никогда не зарабатывал себе на жизнь. Слава Богу, я в этом не нуждаюсь. Творю исключительно для души. Я бизнесмен, металлург. У меня есть свое дело.

— Фонтан — первая новая затея. Какая вторая?

— Это колоссальная монументальная композиция, посвященная нарту Батразу. Над Владикавказом возвышается Лысая гора. Фуникулер давно не работает. Я планирую разместить на вершине архитектурно-скульптурный комплекс. Нарт Батраз — символ мужества в эпосе. Он жил на небе и бросался на врагов народа с разящим мечом. Это символ Бога-Молнии в бесстрашном полете. Высота — 72 метра. Волгоградская мать с мечом — 52 метра. Из станковых работ интересна вот эта — скифский философ Анахарсис. Он пришел к грекам голый, прикрытый плащом. Правитель Скалон спросил: «Почему ты обнаженный?» Анахарсис ответил: «Умному человеку ничего не надо. Он голым рождается и уходит из жизни голым. Все остальное — мишура».

ВЕРСИЯ

Пропавший два года назад в центре Владикавказа памятник великому поэту вызвал массу кривотолков. По одной из версий, которую нам поведал представитель политической элиты Осетии, пожелавший остаться неизвестным, истинная подоплека исчезновения во Владикавказе памятника Лермонтову в 2004 году вовсе не взаимная нелюбовь Лермонтова и осетин — именно эта полуофициальная версия и была представлена недоумевающей публике. По словам нашего информатора, демонтаж памятника был осуществлен по приказу тогдашнего президента РСО — А Александра Дзасохова. Его не мог ослушаться мэр Владикавказа Казбек Пагиев. Таким образом, Александр Сергеевич якобы отомстил директору завода «Электроцинк» Николаю Ходову за то, что тот отказался выполнить его приватную просьбу — назначить его человека на должность директора Садонского рудника. Монарший гнев вылился в акт вандализма по отношению к скульптуре ни в чем не повинного поэта М. Ю. Лермонтова.

Повторяю, это лишь одна из версий того события.

Начиная с нелепой смерти от дуры-пули, Михаила Юрьевича Лермонтова поистине преследует неумолимый рок, который не дает успокоиться душе поэта и на том свете. В XXI веке вокруг фигуры Лермонтова в бронзе снова вскипели яростные страсти высокого градуса, как и при жизни, после сочинения им пророческого стихотворения «На смерть поэта».

Источник: КП, Виктор БУЙВИДАС