Осетины: скифы, аланы или арийцы?

В настоящее время актуальность изучения истории языка и культуры народов еще более возросла на фоне обострения межнациональных и межконфессиональных противоречий в мире. Каждое правдивое слово, высказанное учеными на тему происхождения народов и цивилизаций, проливает свет на далекое прошлое всего человечества.

Стоит заметить, что история нам все чаще задает урок. Каково же бывает наше удивление, когда узнаем, что те народы, которые ныне являются непримиримыми врагами, когда-то были одним единым неделимым народом, а те, кто возвеличивал свое превосходство в чистоте расы, происходят от совершенно разных, ничем не связанных диких племен. Этой важной мыслью я предваряю данную статью, дабы предостеречь тех, кто, возможно, воспримет ее неадекватно — кто-то со злобой, а кто-то с необоснованной излишней кичливостью.
Цель данной статьи — на базе сравнительного анализа осетинского языка, входящего в иранскую группу индоевропейской семьи и индо-иранского праязыка, попытаться исследовать историю возникновения трех осетинских обществ: западных осетин (дигорцев), северных осетин (иронцев) и южных осетин (иронцев).
Прежде чем начать данную статью о предках осетин (к ним современные ученые причисляют аланов, сарматов и скифов), уместно будет разобраться в их индоиранском прошлом. «Зри в корень» — говорит русская пословица! Попробуем поверить этой истине и начать с небольшого экскурса в историю прародителей многих ныне живущих народов, входящих в индоевропейскую языковую семью.
Много лет идет спор среди ученых о языковом наследии арийцев, немало научных работ было посвящено истории индоиранцев и их культуре. И все же, как ни печально, количество пока не переходит в качество, напротив, такое неудовлетворительное исследовательское состояние еще более запутывает нас, завязывается множество узелков на нитях проб и ошибок.
Вот и мы, взвесив свои силы, решились совершить свой, так сказать, полет в мир грез, мир полумифических ариев.
Прежде всего, следует напомнить те постулаты, которые менее всего спорны на сегодняшний день. История возникновения арийской культуры столь же неоднозначна, как и факт существования самого народа. Первый, менее всего оспоримый факт, это то, что имя «арий» происходит от самоназвания народа, т.е. представитель этого народа на своем языке звал себя «арий-ем», или «арий». Напомним несколько версий, связанных с этимологией этого слова.
Большинство ученых солидарны с мнением, что «арий» означает «благородный», некоторые пытаются это имя перевести как «гостеприимный», третьи на основе хеттского и древнегреческого языков настаивают, что слово «арий» означает «кочевник».
Наиболее схожее на сегодня по звучанию и смыслу это слово присутствует, на мой взгляд, у одного из потомков легендарных арийцев, современных индийцев и особенно у приверженцев религии кришнаитов, буддистов и индуистов. «(Х)аре Кришна» — звучит возглас верующих в Кришну, что означает — «Да будет благословенен Кришна!»
И правда, многие ученые признают именно такой перевод имени ариев — благородные, благословенные, благочестивые, достойные (я бы еще добавил — благоразумные). Возможно, именно такие черты облика несли в себе арии. Такими их узнал мир, и такими запечатлелись они в памяти!
Приведем другие примеры. Согласно исторической науке, арии — это самоназвание общих предков народов Древнего Ирана и Древней Индии (III тысячелетие до н.э.), говоривших на арийском языке, относящемся к индоевропейской семье языков. Главным доказательством существования изначальной, пра-арийской общности (древних ариев), потомками которой являются многие ныне живущие индоиранские народы, является языковая и культурная близость этих двух народов. Помимо современных индийцев и иранцев к потомкам ариев относятся такие наиболее известные народы, как таджики, курды и осетины.
Наше исследование будет основываться на примере осетин, которые, на наш взгляд, являются одним из немногих народов, сохранивших некоторые языковые особенности древних ариев.
Попробуем привести несколько показательных примеров. Для этого используем некоторые слова из санскритской литературы. Вот одно из них — Арьяварты (Āryāvarta, «страна ариев») — сердце брахманистской цивилизации — как понятие появляется в более поздней санскритской литературе. Согласно законам Ману, Арьяварта простирается от Гималаев до гор Виндхья и от восточного моря до западного, то есть охватывает Северную Индию от долины Инда до Бенгалии и, прежде всего, междуречье Ганга и Джамны.
Понятие «Арьяварты» из санскритской литературы переводится как родина или очаг ариев, что аналогично звучанию на осетинском языке, как «ИРЫ АРТ» — «очаг иров». (См. сравнение в осетинском выражении «ИУ АРТЫ ЗЫНГ» — одного костра пламя.) В то же время идентичное звучание этого понятия есть и в русском языке. В «Арья-варт», во второй части этого слова, мы явно видим «варить».
В русском языке так же, как и в осетинском, это слово можно перевести, как страна, где «сварена», т.е. создана культура ариев. Здесь, возможно осетинское «арт» — «костер» — в слове «варить» составляет корень.
Современное понятие «харе», употребляемое у индийцев в приветствии «Харе Кришна», и понятие «ари» в «ари-(в)арта» из санскритской литературы, без сомнения, составляют одну основу — корень «арий», который, как выше указано, переводится как «благородный», «благословенный» и, возможно, что очень важно в нашем случае, — как здравствующий.
Не секрет, что в Древнем мире у многих народов одни и те же слова со временем трансформировались, менялись гласные с «О» на «А» и, наоборот, взаимозаменялись согласные и т.д. К таковым относились слова, где в одних случаях использовалась буква «Х», а в других — не использовалась. Наглядный пример с еврейским именем Йехошуа, это имя на юге Израиля произносилось без изменений, а на севере, в Галилее, употреблялось в укороченном виде, как Йешуа, или Йешо. На севере Израиля во многих словах опускалось часто употребляемое начальное или срединное «Х» — в случаях, где «Х» являлось начальной буквой во втором соединительном слове. Как известно, у нееврейских племен, особенно греков, вообще имена переиначивались по-своему. Так, в результате заимствования у греков еврейское имя Йешуа трансформировалось в Иисус.
На мой взгляд, содержание нома «арий» в корнях слов есть и в современном осетинском языке. Так, с «хари» ассоциируется осетинское слово «хайр», что означает «будь здоров», а в противовес у осетин существует его антоним — «аенаехайр», что означает «проклятие, связанное с нежеланием здоровья»; это выражение можно сравнить также с немецким «хайль» или английским «хай» («здравствуй» — приветствие).
Не могу не привести один весьма интересный пример, в котором, возможно, наличествует корень с арийским наименованием. Это касается осетинского выражения «аенаерай». Хотя, надо признаться, у меня здесь нет однозначного доказательства, думаю, что не стоит обходить стороной такое явное созвучие! Во всяком случае, можно попробовать взвесить все «за» и «против». Итак, в осетинском языке выражение «аенаерай» сегодня означает «лишенный радости или счастья» («аенае» — без, «райын» — радоваться. Пример — «заердае райы» — «сердце радуется»).
Это же слово почти в аналогичном звучании в санскрите означает «не ариец» — «ан-арий». Вполне возможно, что и у предков осетин ранее это слово имело подобное значение. Спрашивается, какие у нас здесь имеются основания? Во-первых, следует напомнить, что многие слова в течение времени, а период в нашем случае насчитывается тысячами лет, трансформируются и даже переосмысляются в зависимости от разных обстоятельств. К примеру, осетинское «райын» — не очень распространенное слово, обозначающее «радость» или «счастье». Более употребляемым словом, обозначающим это состояние, является слова «цин каенын» — «радуюсь», или «циндзинад» — «радость». В то же время в осетинском словаре нет существительного со словом «райын» — «радоваться». В этой связи можно провести следующие параллели. Если говорить о смысле перевода осетинского слова «аенаерай», то, помимо его основного смысла — «лишенный радости», можно понять и как «лишенный жизнерадостности», что по логике близко по смыслу с ухудшением здоровья и, следовательно, соответствует «не здравствующему» человеку, то есть аналогичен предыдущему осетинскому выражению «аенаехайр». Здесь мы снова подходим к ранее обозначенному присутствию понятия «арий» в приветствии «Харе Кришна» или «Харе Рама», где «харе» соответствует приветствиям — «да здравствует!», «да будет благословенен!» или «благородный Кришна!»
Небезынтересен в данном случае и такой факт. Известно, что до недавнего времени у осетин лица, совершившие преступления против законов общества или непослушание по отношению к совету старшин, изгонялись из общества, и им объявляли «хъоды» (осет. яз. — «изгнание»), что означало запрет на сожительство с единоплеменниками. Возможно, в подобном случае проклятие с употреблением осетинского слова «аенае-аерайфау» (в пер. с осет. яз. — «чтобы ты стал неарийцем»), могло ранее нести в себе более истинное предназначение! Что же касается возможного переосмысления этого понятия в нынешний смысл слова, то оно могло иметь такую логику, что человек, потерявший арийскую принадлежность, для арийского общества выглядит, как лишенный радостей ощущать себя в обществе высокоразвитой культуры, и, следовательно, он не мог находиться в этом случае в здравии ума и тела! Думаю, что, учитывая вышеприведенные аргументы, есть основания утверждать, что созвучие осетинского выражения «аенаерай» с понятием «ан-ариа» — не ариец (из «Авесты») может быть неслучайным.
Аналогичные примеры можно привести из буддизма. В буддистской литературе ārya пали ariya) в значении «благородный», «святой» употребляется даже чаще, чем в индуистской. Буддистское учение часто именуется ariyassadhammavinayo «благородная дхарма и виная», четыре благородные истины — cattāriariyasaccāni («четыре арийские истины»), восьмеричный путь — ariyamagga («арийский путь»), сами буддисты — ariyapuggala («арийские люди»), а их противники — anārya («не арии»). В некоторых текстах говорится, что āryadharma (учение Будды) было проповедано всем: ариям (ārya), дасью, дэвам («дауаег» — «ангел» — пер. с осет. яз. — Прим. авт. А.К.), гандхарвам и асурам.
Эти примеры можно продолжить, однако на данный момент можно ограничиться ими, тем более что в дальнейшем мы еще к ним вернемся.
Что важно еще здесь отметить? Есть один примечательный факт. Если для эпохи Ригведы западная граница арийского мира была неясна, и, возможно, некоторые из перечисленных в этом памятнике арийских племен относились, скорее, к близкородственным иранским народам, то в эпоху «смрити» (начиная с 1 тыс. до н.э.) западные народы (иранцы) уже не рассматривались в качестве соотечественников и к ним не применялось обозначение арии. Сам термин ārya на протяжении эпического периода продолжает употребляться в этническом значении («благородный, дважды рожденный индиец»), хотя его значение все больше смещается в этико-религиозную сторону, начиная с Рамаяны и Махабхараты эпитет арья (ārya) означает, прежде всего, «благочестивый», «достойный» и прилагается к разным персонам в зависимости от их поведения и образа жизни.
Здесь я бы предложил вам немного поразмышлять: случайным ли был этот факт отчуждения иранцев? Есть некоторые свидетельства в пользу закономерности, а не случайности этого явления.
Как мы знаем, в сравнении с индийцами, а также, позволю себе заметить, со скифами, этнический состав которых мало видоизменился, иранская, т.е. персидская цивилизация создавалась в тесной многоплеменной среде. Следовательно, за период, начиная с середины древнеперсидского периода вплоть до своего наивысшего расцвета и далее, арийская культура в некогда арийской Персии мало-помалу сходила на нет. В этом смысле окончательная точка была поставлена в VII веке н.э. в результате арабского завоевания и принятия мусульманства.
Что здесь следует сказать о других индо-иранских народах — скифах, сарматах и аланах? Имею смелость полагать, что если говорить о скифах (возможно, являющихся прямыми предками северных и южных осетин-иронцев — Прим. авт. А.К.), то их арийская культура, скорее всего, не была утеряна, во всяком случае, вплоть до конца времени их существования. Что же касается родственных скифам сарматов и алан (возможно, являющихся предками западных осетин-дигорцев — Прим. авт. А.К.), то они, хотя и в меньшей степени по сравнению со скифами, являлись продолжателями арийского наследия опосредованно, через скифов.
Прежде чем перейти к главной теме исследования, необходимо заострить внимание на некоторых особенностях из истории «номов» скифов и сарматских племен — я имею в виду попытку исследовать историю происхождения имен скифских, сарматских и аланских племен. В рамках нашего исследования логичнее всего уделить больше внимания «номам» сарматов, так как именно с ними связан в значительной степени секрет раскрытия нашей темы. Но сначала немного о скифах.

СКИФЫ
История скифов реконструируется не только по свидетельствам древних авторов. Наиболее ранние упоминания о народе «ашкуза», или «ишкуза», известны из клинописных текстов государств Передней Азии, и исследователи идентифицируют название «ишкуза» («ашкуза») со скифами. Подобное отождествление дает основание поместить скифов на арену борьбы между государствами Малой и Передней Азии уже в VII в. до н.э. Нам пока неизвестно, откуда и каким путем проникли скифские орды на территории государств Древнего Востока. Из «Истории» Геродота следует, что в начале VI в. до н.э. скифы были разгромлены мидийским царем Киаксаром, после чего им пришлось уйти в районы Северного Причерноморья.
Падение Ниневии датируется 612 г. до н.э. Спустя 28 лет, как уже говорилось, скифы, изгнанные из Передней Азии, устремились в Северопричерноморский регион. Легенда о «возвращении скифов из похода» свидетельствует о конфликте между пришедшими скифами и какими-то местными племенами, которых скифы называли своими рабами. По легенде, еще во время погони за киммерийцами скифы оставили в Причерноморье своих жен, они во время отсутствия скифов вступили в связь с рабами и родили им детей. Эти дети рабов решили преградить скифам путь в Причерноморье, но потерпели поражение, и скифы внедрились в Северное Причерноморье.
Вышеприведенные скудные сведения о скифах для понимания материалов данной статьи вполне достаточны. Важность приведенных исторических выдержек неслучайна, об этом будет ясно позже, а теперь попробуем напомнить, кто были сарматы и какие взаимоотношения были у них со скифами.
Сарма́ты (др.-греч. Σαρμάται, лат. Sarmatae) — общее название кочевых скотоводческих ираноязычных племен (IV в. до н.э. — IV в. н.э.), населявших степные районы от Южного Урала и Западного Казахстана до Дуная. Античные авторы выделяли различные сарматские группировки, имевшие свои названия и занимавшие в разное время лидирующее положение в кочевом мире: аорсы, сираки, роксоланы, языги, аланы.
Антропологически сарматы относились к брахикранным европеоидам (широкая и круглая голова), за исключением племени алан, которые относились к долихокранным европеоидам (узкий, высокий череп). Поздним сарматам была присуща примесь монголоидности.
Сарматы были одним из северных иранских народов наряду с европейскими скифами и азиатскими саками. Античные авторы, в частности Геродот, сообщают, что сарматы ведут свой род от амазонок, выходивших замуж за скифских юношей. Но степные красавицы так и не смогли до конца овладеть языком своих мужей. «Потому сарматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном», — заключает историк.
По-видимому, сарматы отделились от основной массы скифов довольно рано: еще в священной книге зороастрийцев «Авесте» сарматы упоминаются под именем «сайрима» и называются кочевниками, «которые не знают власти верховных правителей». (Не удержусь от аналогии из осетинского языка — «саер жаеи-ма», что означает «голову отдать»)
Сарматское завоевание Скифии
В V-IV веках до н.э. сарматы были мирными соседями Скифии. В войне с персами сарматы были надежными союзниками скифов. Отдельные группы сарматов поселялись на территории Европейской Скифии.
В III веке до н.э. дружественные отношения сменились враждой и военным наступлением сарматов на Скифию. Агрессивная воинственность молодых сарматских союзов совпала по времени с ослаблением Скифского царства. В конце IV века до н.э. скифы потерпели поражение от правителя Фракии Лисимаха. Фракийцы и кельтские племена галатов теснили скифов с запада.
В известном рассказе Лукиана «Токсарис или дружба» скифы Дан-дамис и Амизок испытывают свою верность дружбе в тяжелых событиях сарматского нашествия. «Вдруг напали на нашу землю сарматы в числе десяти тысяч всадников, — рассказывает скиф Токсарис, — а пеших, говорят, явилось втрое больше того. А так как их нападение было непредвидено, то они всех обращают в бегство, многих храбрецов убивают, других уводят живыми. … Тотчас же сарматы начали сгонять добычу, собирать толпой пленных, грабить шатры, овладели большим числом повозок со всеми, кто в них находился».
Главный вывод: сарматы и скифы были не одним племенем, а являлись родственными племенами. Кроме того, в более поздний период в результате борьбы за обладание северочерноморскими территориями их дружба переросла во вражду.
Как было сказано ранее, попробуем исследовать историю происхождения имени сарматов. Тема этимологии имени сарматов и племен, входящих в их состав, важна в связи с попыткой найти дополнительные свидетельства как в пользу причин их языковой обособленности, так и причин их более позднего оседания на территории Центрального Кавказа. Итак, вашему вниманию представляются следующие предположения об этимологии имени сарматов.
«САРМАТЫ», или «САРМ-А-ТТА» — «ЛЮДИ ШКУРЫ и КОЖИ» — (ПЕРЕВОД С ОСЕТ. ЯЗ.)

Первое, что мне бросилось в глаза при рассматривании существующих сегодня изображений сарматских воинов, реконструированных на основе описаний историков древности и археологических находок, это сплошное кожаное одеяние. Я бы сказал так: если можно себе представить, как по максимуму может человек использовать шкуру и кожу в быту, то пример с сарматами был бы исчерпывающим! Попробуйте взять и сравнить греческого или иного воина из древней истории с сарматским воином. Какие могут быть сомнения в том, что сарматы сильно отличались от всех своим кожаным одеянием. Более того, без кожи ни один сармат не мог себя представить в повседневной жизни.
Первое упоминание, относящееся к защитному вооружению сарматских кочевников, принадлежит Теофрасту Эресскому. В трактате «О водах» он пишет: «Таранд водится в Скифии или Сарматии, мордою похож на оленя… Кость его обтянута кожей, откуда и растет шерсть. Кожа толщиной в палец и очень крепка, потому ее высушивают и делают панцири» («О водах», 172).
Клавдий Элиан аналогично Теофрасту описывал животное таранд, но в его рассказе сарматы обтягивали шкурой щиты, а не делали из нее панцири («О животных», II, 16).
Страбон описывает разгром 50-тысячного войска «воинственных» роксоланов, а также отмечает и то, что кочевники «носят шлемы и панцири из сырой воловьей кожи и сплетенные из прутьев щиты, а наступательным оружием им служат копья, лук и меч» (VIII, 3, 17).
В описании вооружения сарматов Тацит упоминает пики и длинные мечи, которые сарматы держат обеими руками, а также тяжелые панцири вождей и знати, состоящие из пригнанных друг к другу пластин или из самой твердой кожи.
Марцеллин дает описание обычая скальпирования врагов и украшения этими скальпами сарматских лошадей.
Если говорить о связи имени сарматов с кожей, то первым делом следует привести пример из осетинского языка. «Сарм» в переводе с осетинского означает «шкура» или «кожа». Отсюда, по осетинской версии, выходит «сарматтае» — это множественное число с добавлением, согласно осетинской грамматике, показателя множественности окончания (тта). «Ж» в этом случае — соединительная гласная.
Вам наверняка приходилось пробовать восточное блюдо под названием шаурма. Шаурма́, шава́рма, шаорма (араб.شاورما‎‎, ивр. שווארמה‎, от тур. зevirme) — ближневосточное блюдо (вероятно, турецкого происхождения) из питы или лаваша, начиненного рубленым жареным мясом. (Здесь и далее следует заметить, что буква «С» и «Ш» легко взаимозаменяется, см. комментарий ниже).
Так вот, название этого блюда исходит из корня, означающего обвертку. Другими словами — блюдо в обвертке, или пища, имеющая шкуру. Возможно, это древнее семитское слово ранее означало «шкура», которое легко ложится в основу имени сарматов или сауроматов. Еще один пример. В словаре русского языка есть обозначение особого сорта кожи «шевро». Отсюда возможно другое звучание имени сарматов — «савроматы». Другой пример из осетинского языка: в осетинском словаре значится название особо крепкого сорта кожи под названием «шарак». С этим названием кожи, возможно, связано происхождение имени сарматского племени «сираки».
Итак, как мы видим, все выше обозначенные названия кожи или шкуры так или иначе созвучны с именем «сарматов», «савроматов», «сираков» или «шаурима»из Авесты. Из сказанного явствует еще один вывод: имя сарматам, похоже, дали родственные им скифы, язык которых, скорее всего, соответствовал современному осетинскому языку иронского диалекта.
Для нашего исследования темы любые свидетельства хороши. В особенности они хороши, когда речь идет о таком свидетельском показателе, как антропология. Проверим на подлинность и эту сторону медали.
Итак, что нам подсказывает антропология?Как мы знаем, черепной указатель имеет три основных градации: брахи-, мезо- и долихокрания. Для головного указателя говорят соответственно о брахи-, мезо- и долихокефалии.
Брахикефалия (др.-греч. βραχύς — короткий и κεφαλή — голова) (короткоголовость) — соотношение длины и ширины головы, при котором ширина составляет более 80,9% длины. К брахицефалам традиционно относят балтидов, альпинидов и динаридов. Этот тип соответствует скифской форме черепа.
Мезокефалия (др.-греч. μέσος — средний) — градация черепного указателя (76-80,9%), характеризующая умеренно длинный и широкий череп. Соответствует скифо-сарматской форме черепа.
Долихокефалия (др.-греч.δολιχός — длинный) — форма головы, при которой отношение максимальной ширины головы к максимальной длине (головной указатель) составляет 75,9% и ниже. Соответствует долихокрании при измерении этих размеров на черепе человека (черепной указатель 74,9% и ниже). К долихоцефалам традиционно относят представителей нордической и средиземноморской расы. Соответствует аланской форме черепа (см. таблицу).
Основные формы черепа у осетин по классификации археолога д.и. наук З.И. Ванеева: Черепной показатель у южных осетин (иронцев) — брахикефалия (др.-греч. βραχύς — короткий и κεφαλή — голова). К брахицефалам традиционно относят балтидов, альпинидов и динаридов.
У северных осетин (иронцев) — мезокефалия (др.-греч. μέσος — средний), характеризующая умеренно длинный и широкий череп.
У западных осетин (дигорцев) — долихокефалия (др.-греч. δολιχός — длинный). К долихоцефалам традиционно относят представителей нордической и средиземноморской расы.

ЯЗЫК МОЙ — НЕ ВРАГ, А ДРУГ
Осетинский язык есть достояние мирового масштаба. Многие осетины, владеющие своим национальным языком, недоумевают, когда сталкиваются с таким уникальным явлением, как «говорящие» на осетинском языке названия отдельных географических объектов, рек, проливов, районов, а также городов и стран. В быту это приобрело просто массовый характер. Уверен, и в этом меня поддержат профессиональные лингвисты, что это явление неслучайно. Под этим кроются реальные причины. Если допустить, что осетины унаследовали язык ариев, а потомки арийцев, как мы знаем, долгое время властвовали на обширных территориях Древнего мира, то становится ясным, почему существует такая языковая «осетиномания»! Приведу свежий пример. Не так давно, по воле случая, я сделал для себя (надеюсь, не только) поразительное открытие — оказывается, название пролива Дарданеллы переводится с осетинского без лишних осмыслений как «водная дверь» — «дуардоныл» — (досл. пер. с осет. языка). Спрашивается: какие есть альтернативы? Есть одна — по одной из легенд пролив назван в честь первого человека, Дардана, обосновавшегося в этой местности после Всемирного потопа. Существовал также народ — дарданы, который упоминается в «Илиаде» Гомера. Но и здесь я осмелюсь дать им перевод. По логике имя их с осетинского языка переводится, как «жители водной двери». Что же касается окончательной доказательной базы этого географического названия, то в настоящее время такая задача не стоит. Мое дело — заявить имеющую основание версию, что я и сделал.
В общем, тема уникальности осетинского языка требует достаточного времени для осмысления, но в данном исследовании, как я уже сказал, такая задача не стоит. Для нас здесь важно обозначить акценты для переваривания нижеследующих аргументаций по нашей теме.
Итак, попробуем расставить точки над «i». Меня давно интересовал вопрос, почему у осетин в каждом из трех существующих сегодня обществ имеются отличия в произношении шипящих звуков? И вот обнаружилось следующее. Оказывается, все неспроста. На эту мысль меня натолкнул факт, о котором я узнал из книги Чайлда Гордона «Арийцы. Основатели европейской цивилизации» (Издательский дом: Центрполиграф, год издания: 2005, стр. 2). В ней он пишет, что индоарии относились к сатемным народам. Но самое главное то, что их потомки вплоть до конца среднеперсидского периода (дата завершения соответствует периоду начала арабских завоеваний — VII век н.э.) на месте буквы «С» произносили «Ш». В качестве примера здесь можно использовать популярное общепринятое в Древнем мире число 100, которое произносится как «САТЕМ». Ученые предложили произношение этого числа считать показательным аргументом разделения народов на употребляющие в наиболее популярных словах заглавную букву «К» вместо «С» (к коим относились народы, населяющие западную часть Древнего мира) и не сменивших эту букву в наиболее популярных словах, населяющие восточную часть континента. Одновременно, с течением времени, произошло некое разделение и внутри «сатемных» народов. Ранее, в Древний период истории, все народы в качестве заглавной буквы в наиболее популярных словах вместо «С» говорили «Ш», т.е. вместо «Сатем», как принято ныне читать, произносили «Шатем». Данный факт был исследован рядом специалистов языковедов. Это же подтверждает известный британский ученый Чайлд Гордон. Представляю выдержку из его книги «Арийцы. Основатели европейской цивилизации»: «В древнеперсидском языке «s» произносилась, как «sh», как и в других языках, использующих клинопись, а также в среднеперсидском языке».
В дальнейшем, как нам стало известно, иранцы и другие потомки индоариев, находящиеся в зоне арабо-мусульманского влияния, вышеприведенную букву «sh» в наиболее популярных словах сменили в пользу звука «С».
Что это значит? Очень многое. Дело в том, что в настоящее время только северные осетины-иронцы — и несколько индийских народностей произносят это число с начальным звуком «Ш». Есть еще и другие проверочные слова, например, слово «голова». Только у северных осетин (иронцев) и некоторых указанных выше индийских народностей это слово звучит, как «шаер» с арийским начальным звуком «Ш», в отличие от современного иранского и таджикского. Такое же «сатемное» звучание «С», к примеру, существует в производном из данного слова английском слове «sir» — господин, или русском — «царь». Удивительно, что и у южных осетин (иронцев), и у западных осетин (дигорцев) эти слова также звучат с начальным звуком «С». И это только начало истории. Далее из этого делаются следующие предположения. Имею смелость утверждать, что северные осетины (иронцы) могли сохранить такое произношение только в связи с одной единственной причиной — они были первыми поселенцами на Кавказе, а время начала их проживания на этой территории не позднее VII века нашей эры. Если это так, то нет сомнения, что с седьмого века до н.э. до седьмого века н. э. на Кавказе могли властвовать индоарийские потомки скифы. Что же касается сарматов и алан, то они в древнеперсидский и среднеперсидский периоды больше доминировали в равнинной части Северного Кавказа. Это подтверждается и тем, что согласно археологическим источникам массовые захоронения сарматов и аланов до 7 века н.э. в высокогорных ущельях, в пределах нынешней территории проживания осетин, не обнаружены. То есть аланская археологическая катакомбная культура появилась в этих местах не ранее 7 века н.э.
Совсем другая история была со скифами. Согласно имеющимся письменным источникам, скифы еще в VII веке до н.э. совершили военный поход в Малую Азию, во время которого они дважды пересекали Главный Кавказский хребет. Возможно, именно во время обратной дороги некоторые скифские племена осели на территории Кавказского региона. Об этом же свидетельствуют многие скифские захоронения того периода.
Что же касается южных осетин (иронцев), то, будучи такими же первыми поселенцами, как и северные осетины (иронцы), у них, так же, как и у других закавказских народов, звучание первой буквы в наиболее популярных словах под влиянием грузинских соседей, а через них — арабских и иранских завоевателей — сменилось на стойкое «С» вместо «Ш».
Другое дело — история с дигорским диалектом осетинского языка. Сначала я перенаправлю читателя к первоисточнику.
Из «Истории» Геродота. «Языком савроматы пользуются скифским, но говорят на нем издавна с ошибками, так как амазонки усвоили его неправильно».
Если помните, ранее мы сделали один очень важный, но, на первый взгляд, спорный вывод о том, что, возможно, предки северных и южных осетин-иронцев заселились на Кавказе еще до VII века до н.э., т.е. раньше западных осетин-дигорцев. Свое суждение по этому поводу я начну на основе вышеприведенной цитаты из Геродота. Здесь уместно решить обычную логическую задачу. Сначала вопрос. Кто мог говорить на искаженном скифском языке, если известно, что скифы были предками северных осетин? Если сравнить настоящий язык северных осетин и западных осетин-дигорцев, становится ясным, что один из этих языков, возможно, и есть сарматский. (Язык западных осетин-дигорцев с трудом понятен осетинам-иронцам). Сарматский — значит и аланский, так как аланы — одно из сарматских племен. Если аланский язык считается ближе к дигорскому диалекту, то становится очевидным, что сарматы — это и есть предки осетин-дигорцев.
Еще один аргумент. Западные осетины (дигорцы) в настоящее время, так же, как, к примеру, современные иранцы, таджики, курды и практически все другие ираноязычные народы, в отличие от северных осетин, произносят в вышеуказанных ключевых словах звук «С», следовательно, в местах нынешнего проживания осетин в высокогорных ущельях ни сарматов, ни аланов не было вплоть до 7 века н.э.
Во вторых, обретение вышеуказанного символического звука «С» сарматами и аланами в наиболее популярных словах, по всей видимости, произошло во время тесного общения со среднеазиатскими странами, которые так же, как весь Древний Восток, находились под сильнейшим влиянием мусульман арабов и иранцев. Не меньшее влияние на алан в этом смысле могли оказать и во время расцвета Аланского государства, так как и в то время все окружение было сплошь из мусульманских племен и народов. Не стоит обходить и их тесное сожительство со славянскими племенами в период IX-XII веков. Чтобы быть окончательно уверенными в мусульманском влиянии на сарматов и алан, стоит упомянуть и достаточно длительное присутствие в местах их обитания татаро-монгольских завоевателей в XII-XV веках н.э. Следовательно, предки западных осетин-дигорцев сарматы и аланы появились в горных ущельях центрального Кавказа позже 7 века н.э., тогда как их родственные скифские племена до этого времени уже хозяйничали на обеих сторонах (Юга и Севера) Главного Кавказского хребта!
В третьих, и этот факт не менее важен, скифы, как первые поселенцы в центральной части высокогорного кавказского региона, пришли не на пустые земли. Они встретили здесь местные племена так называемой Кобанской культуры, которые, в свою очередь, могли быть переселенцами из Малой Азии (Прим. авт. А.К.).
Более того (я хочу сделать особый акцент на этой части мысли) — нет никакой уверенности в том, что этот малоизученный народ Кобанской культуры не был индоарийского происхождения в более или менее чистом виде (что касается меня, то мой ответ на этот вопрос скорее положительный, чем отрицательный) и, следовательно, без особой вражды встретил, или, что вернее всего, по-доброму принял своих близких родственников в лице скифов в свое общество!
Здесь попробуем сдержать лишние эмоции и не будем напрямую связывать эту мысль в качестве доказательной базы в изучении главного предмета данного исследования. В дальнейшем теме этнической принадлежности «кобанцев» надеюсь посвятить отдельную статью, а пока продолжим раскрывать свою главную тему.
Итак, были ли «кобанцы» переселенцами из Малой Азии или нет, и на каком языке говорили — вопросы отдельные. Здесь, однако, важно знать другое: как утверждал Чайлд Гордон, почти все народы в древнеперсидский и среднеперсидский период начальную букву «С» употребляли в своей речи как звук «Ш». Следовательно, на центрально-кавказских скифов, предков осетин, перемешавшихся с местным народом из Кобанской культуры, однозначно мог оказать влияние говор и диалект этого субстрата.
Если при этим представить, что осевшие в высокогорных селениях Северной Осетии скифы находились в длительной изоляции от внешнего мира, то становится ясным, почему у их предков, северных осетин-иронцев законсервировалось и произношение вышеуказанных, наиболее популярных слов с начальным, так называемым арийским, буквой «Ш»!
Есть еще один, так сказать, нюанс: аланы-дигорцы не жили в изоляции, в особенности после татаро-монгольского нашествия. Аланы-дигорцы в 12-13 вв. были загнаны татаро-монголами в горы, в особенности на территории нынешних Дигорского и Ирафского районов. Часть из них через проход между высокогорными селениями Галиат и Згид Северной Осетии по разным причинам и в разное время проникла на территорию Алагирского района, где благополучно ассимилировалась. Очень малая часть транзитом через Военно-Осетинскую дорогу попадала в Южную Осетию, где также ассимилировалась.
Этот факт говорит о столь высокой доле носителей так называемого аланского гена «G» по этнической шкале «Y-ДНК» гаплогрупп среди жителей Дигорского и Алагирского районов.
Кто-то, возможно, возразит. Ведь если аланы были на Кавказе еще со времени начала н.э., а это, как известно, бесспорный факт, не значит ли в этом случае, что аланы — есть предки всех осетин — и дигорцев, и иронцев. Тогда сразу возникают вопросы: во-первых, почему у северных осетин, в отличие от западных и южных осетинских обществ, вышеуказанная буква в символическом слове «Сатем» звучит как «SH», во-вторых, что означает наличие столь разных диалектов? В третьих, почему существуют среди этих осетинских обществ антропологические различия, соответствующие аналогичным сармато-скифским различиям, и т.д.?
На мой взгляд, наиболее разумный ответ следующий: скифы, потомки легендарных арийцев, по языковым признакам являются прямыми предками северных и южных осетин; северные осетины по языковому диалекту сохранили архаичный говор скифов. Аланы — по языковым диалектным признакам являются прямыми предками западных осетин-дигорцев.
И последнее: вышеописанные различия в языковых диалектах никак не сказываются на общеприсущее этнопсихологическое самосознание трех осетинских обществ. Единая культура, традиции и нравы — есть неопровержимое доказательство тому! Об этом также говорят факты постоянных взаимных ассимиляционных процессов на протяжении веков, как ранее между скифами, сарматами и аланами, так и в новое время между тремя обществами — западными, южными и северными осетинами.

ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ
1. Из книги «Русы Великой Скифии», Ю.Д. Петухов, Н.И. Васильева:
«Некоторыми исследователями считается, что часть сарматов (преимущественно донские аланы) была ассимилирована восточными славянами (антами) и вошла в состав казачества и через него — в состав русской и украинской наций.
Так, самоназвания славянских народов — сербов и лужичан — считаются происходящими от сарматского племени serboi, первоначально зафиксированного в районе Кавказа и Причерноморья в трудах Тацита и Плиния. В Речи Посполитой была официальной версия о сарматском происхождении польской шляхты (сарматизм).
По В. Абаеву оказалось, что в осетинском языке содержатся изоглоссы (языковые соответствия), совершенно чуждые ираноязычному миру. Связей с такими южными индоевропейскими языками, как греческий и армянский (территориально близких иранскому ареалу), вообще не выявлено. Зато обнаружились связи осетинского с языками народов Северной Европы и Сибири — с германскими, латинским, балтийскими (литовским), древнесибирским языком тохаров и, главное, со славянскими. СВЯЗИ ОСЕТИНСКОГО (предполагаемого реликта СКИФСКОГО ЯЗЫКА) СО СЛАВЯНСКИМИ ЯЗЫКАМИ НАМНОГО ЗНАЧИТЕЛЬНЕЕ, ЧЕМ С ЯЗЫКАМИ ДРУГИХ ЕВРОПЕЙСКИХ НАРОДОВ».
2. Из книги «Русы Великой Скифии», Ю.Д. Петухов, Н.И. Васильева:
«После завоевания Европейской Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов древнего мира. Вся Восточная Европа вместе с Кавказом получила название Сарматии. Наиболее высоким уровнем общественного развития отличались сираки, которые подчинили на Северо-Западном Кавказе земледельцев-меотов и создали свое государство. Одной из резиденций сиракских царей был город Успа, находившийся недалеко от восточного побережья Азовского моря».
3. Из «Истории» Геродота:
«IV, 110. О савроматах же рассказывают следующее. Когда эллины сразились с амазонками (скифы называют амазонок «ойорпата», что на греческом языке означает «мужеубийца», так как мужа они называют «ойор», а «пата» означает «убивать»), тогда, по преданию, они, победив в битве при Фермодонте, отплыли, везя на трех кораблях столько амазонок, сколько могли взять в плен, а те перебили мужей, напав в море. …
IV, 115. Юноши (скифы) послушались и выполнили это. Когда же, получив полагавшуюся им часть имущества, они вернулись назад, к амазонкам, женщины сказали им следующее: «Мы в страхе и опасении, следует ли нам жить в той самой стране, где мы и лишили вас ваших отцов, и сильно опустошили вашу землю. Но так как вы желаете иметь нас своими женами, то сделайте вместе с нами следующее: давайте уйдем из этой земли и поселимся, перейдя реку Танаис». Юноши послушались и этого.
IV, 116. Перейдя Танаис, они прошли к востоку на расстояние трех дней пути от Танаиса и на расстояние трех дней [пути] от озера Меотиды в направлении северного ветра. Прибыв в ту местность, в которой они теперь обитают, они заселили ее. И с того времени жены савроматов придерживаются древнего образа жизни, выезжая на охоту на лошадях и вместе с мужьями, и отдельно от мужей; они так же ходят на войну и носят ту же одежду, что и мужья.
IV, 117. Языком савроматы пользуются скифским, но говорят на нем издавна с ошибками, так как амазонки усвоили его неправильно. Относительно брака у них установлено следующее: никакая девушка не выходит замуж, прежде чем не убьет мужчину из числа врагов. Некоторые из них, неспособные исполнить обычай, умирают в преклонном возрасте, не выходя замуж».
Автор статьи Артур Коцоев

Рецензию на статью Артура Коцоева читайте по ссылке
/etnografija/57891-k-voprosu-ob-jetnogeneze-osetin.html
На фото: деревянная скульптура Маира Царикаева «Ныхас»